Северо-Западный Институт повышения
квалификации в области экологической
и промышленной безопасности
Новости СЗ ИПК ЭПБ
Телефон в Санкт-Петербурге:
+7 (812) 748 26 55

Постановление Конституционного Суда РФ № 27-П от 30 мая 2023 г. Размещения ТКО, обнаруженных на расположенных в разных муниципальных образованиях

Постановление Конституционного Суда РФ № 27-П от 30 мая 2023 г. Размещения ТКО, обнаруженных на расположенных в разных муниципальных образованияхКонституционный Суд рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 — 18 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Самое важное из постановления:

  • Поводом к рассмотрению дела явились жалоба муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" в лице администрации города и жалоба администрации Новосибирского района Новосибирской области, представляющей соответствующий район. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителями нормативные положения.
  • Признать положения статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктов 16 — 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 42, 130 (часть 1), 132 (части 1 и 3) и 133, в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования:
    а) на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо — если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, — справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;
    б) на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;
    в) притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
  • Федеральному законодателю надлежит — исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности.

Номер опубликования: 0001202305310001

Дата опубликования: 31 мая 2023 г.

Вступает в силу: вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами..

Постановление Конституционного Суда РФ № 27-П от 30 мая 2023 г. Размещения ТКО, обнаруженных на расположенных в разных муниципальных образованиях

 

Санкт–Петербург, 8-я линия В.О. дом 29 ЛИТЕРА А, БЦ "Якорь"
Телефон: +7 (812) 748 26 55     E-mail: info@ipkspb.ru